«Хочешь идти далеко — иди вдвоём». История Ольги Зыряновой
Познакомившись с Ольгой Зыряновой, понимаешь, что горящие глаза — это не метафора: перед тобой человек, который любит свое дело и живёт этим. Рассказывая о проектах, она не упускает детали, цитирует ребят, с которыми работает. Тому, как создавать команду, почему иногда её надо отпускать, и многим другим компетенциям она научилась на обучающих мероприятиях Фонда Тимченко.
Империя Строгановых и современный курорт
Ольга родилась и живёт в Орле-городке, посёлке в Пермском крае с вековой историей — здесь была соляная империя Строгановых. Сейчас жители называют Орёл местной Аланьей: свежий сосновый воздух, белоснежный песок, с трёх сторон — вода. Прибавьте ко всем преимуществам хорошие дороги и близость к районному центру. Орлинцы привязаны к своему месту и уезжать не хотят. Ольга, например, собиралась после окончания педагогического университета в Екатеринбурге жить в большом городе, но приехала навестить родителей и осталась. Устроилась в школу преподавать историю. Четыре раза побеждала в конкурсе «Учитель года». Учить — это первое любимое занятие Ольги, второе – социальные проекты. Открыла она их для себя в 2005 году. Районный грант — 5 000 рублей — получила, чтобы вместе с учениками записать истории старожилов Орла.
Как орлинцы закрыли детский дом
В советское время в Орле было два крупных предприятия: лесосплавный рейд и фабрика «Спорт», которая поставляла лыжи во все республики Советского Союза. Когда в 1990-е посёлкообразующие предприятия закрылись, и люди остались без работы, они взяли приёмных детей и стали с тех пор профессиональными приёмными родителями, получали пособия. В соседних Березниках закрылся детский дом, а в местной школе с тех пор от четверти до трети ребят приёмные. Поэтому делать проекты для детей особенно важно.
И Ольга делала, получая региональные гранты, — в Пермском крае поддержка социальных проектов развита хорошо. Доросли до создания организации и открыли некоммерческое партнёрство «Открытая дверь».
Рост компетенций
В 2017 году НП «Открытая дверь» победило в конкурсе «Культурная мозаика» с проектом «От 1 до 101». На базе детской творческой студии объединили орлинцев разных поколений. Вместе они ставили спектакли, изучали историю города, сделали театрализованную экскурсию.
Ольга же прошла три года обучающей программы «Культурной мозаики», её проект перешёл на второй этап, а затем «Открытая дверь» уже сама провела конкурс «Малая культурная мозаика» на территории района.
— Всё, что я из себя сегодня представляю как проектант — не раз говорила об этом команде фонда — это благодаря семинарам «Культурной мозаики». Помню, мне казалось, что я такая молодец: и гранты пишу, и костюмы шью — все умею, и швец, и жнец, и на дуде игрец, и каким открытием стало, что это неправильно и нужна команда. Возвращаюсь после семинара, иду по аэропорту, а там кругом «знаки»: надписи «Хочешь идти быстро — иди один, хочешь идти далеко — иди вдвоём».
Партнёрство «Открытая дверь» многое придумало и сделало благодаря поддержке Фонда Тимченко и другим грантам. После победы в конкурсах «Активное поколение», «Ближний круг» и «Сила внимания» в Орле-городке появились тимуровцы. Проект и сейчас развивается — вначале в отряде было 4 человека, а сейчас 40 ребят помогают пожилым соседям справиться с бытовыми проблемами. Из небольшой спортивной команды самбистов вырос спортивный клуб «Ермак», на его базе проходят краевые сельские игры по самбо. Практики по формированию у детей навыков безопасности тиражируются в другие населённые пункты, куда выезжают группы «десанта здоровья». Школу актёрского мастерства и экскурсоводов для подростков поддержали в конкурсе «Среда возможностей».
Голоса детей
Экскурсии в Орле проводят уже «экскурсоводы» пятого поколения. Хотя некоторые костюмы, пошитые Ольгой Зыряновой еще в 2018 году во времена «Культурной мозаики», до сих пор используются. Весной и осенью — активный сезон, в Орёл приезжают школьники из всего Пермского края — в 2024 году было заказано 64 экскурсии, за последние три года их посетили 7 000 человек. Летом ребята проводят социальные экскурсии — для ветеранов, детей с ОВЗ, подопечных фондов, реабилитационных центров.
Во всех проектах дети и подростки не исполнители, а соучастники, соорганизаторы: они предлагают идеи, дорабатывают экскурсии, пишут сценарии. Голос ребёнка в Орле звучит громко, и взрослые его слышат.
В рамках проекта ребята посещают театры, музеи, концерты. Нередко там встречают выпускников. И это для Ольги — показатель эффективности. Когда про проект «От 1 до 101» писали статью, на вопрос, зачем это надо, она ответила: «Я хочу, чтобы ребята, когда вырастут, потратили 500 рублей не на пиво, а на билет в театр».
Принцип работы с детьми Ольга описывает тремя словами: увлекаем, погружаем, созидаем.
— Среда возможностей – это про среду, где для детей создается ситуация успеха — рассказывает Ольга. — Поэтому ребята не только учатся актёрскому мастерству и проводят экскурсии — они не говорящие головы. Мы ходим в театры, музеи, на концерты. Ребята постоянно учатся чему-то, работают над собой, в результате побеждают в конкурсах, слышат похвалу и благодарности — это даёт вдохновение, силы и желание двигаться дальше.
Поддерживать активных и делиться опытом
Опыт научил Ольгу, что поддерживать надо тех, кто сам к чему-то стремится. Есть активный учитель физкультуры — начали развивать спортивное направление. Секции, выезды, проекты. Благодаря грантам появилась новая спортивная площадка, трибуна, комплекты лыж, велосипеды.
Сейчас, признаётся Ольга, у неё есть «мечта в разработке» — делиться накопленным опытом. Осуществить ее помогает в том числе сообщество «Люди дела» Фонда Тимченко, в жизни которого она принимает активное участие.
У каждого проекта в Орле есть свои видимые результаты: вычищенный снег, созданный аудиогид, проведённые экскурсии, обустроенная площадка, призовые места в конкурсах. Но среда есть и внутри — то, что труднее измерить, но ощутимо и весомо: изменившиеся отношения, приобретённые навыки, новые знакомства, ощущение, что ты не один, командный дух и поддержка сообщества.