Сегодня роль педагогов выходит далеко за рамки традиционного обучения — они становятся наставниками, вдохновителями для детей и даже инициаторами социальных изменений. Один из них — Александр Кузьменко из посёлка Новый Учхоз. Вместе с командой активных подростков он сделал проект «Дом кота Семёна», который не только победил в конкурсе Фонда Тимченко «Новые искатели», но прославился на всю страну.
Путь из кофейни в школу
Свой профессиональный путь Александр характеризует как очень интересный. Он закончил педагогический факультет, но не планировал работать учителем, ушёл в предпринимательство. Занимался кофейнями и о работе с детьми не думал. Пока случай всё-таки не привёл его в школу.
«Спустя 10 лет предпринимательских метаний у меня появилось немного свободного времени. Одна моя знакомая — завуч, пригласила меня поработать с детьми в рамках дополнительного образования. Я пришёл, и меня сильно затянуло. Так сильно, что я продал все кофейни, которыми занимался на тот момент, и полностью посвятил себя этой работе».
Так Александр начал преподавать детям предмет «Основы проектной деятельности» и заниматься ученическим самоуправлением.
«Спустя 10 лет предпринимательских метаний у меня появилось немного свободного времени. Одна моя знакомая — завуч, пригласила меня поработать с детьми в рамках дополнительного образования. Я пришёл, и меня сильно затянуло. Так сильно, что я продал все кофейни, которыми занимался на тот момент, и полностью посвятил себя этой работе».
Так Александр начал преподавать детям предмет «Основы проектной деятельности» и заниматься ученическим самоуправлением.
Поддерживающая среда и для детей, и для взрослых
На занятиях по проектной деятельности ученики генерят идеи, выстраивают систему и реализовывают проект от начала и до конца. Как в грантовых проектах, но на школьном уровне.
«Например, нам хочется, чтобы было больше скамеек в школе. Мы собираем рабочую группу в рамках урока, распределяем обязанности, задачи, ответственность, считаем бюджет и начинаем реализацию. Работа идёт, дети сами подходят, договариваются с администрацией, делают всё по плану, написанному на уроке, и после этого появляются скамейки. А если не появляются, делаем работу над ошибками, думаем, почему не получилось, и работаем, пока не появятся».
Таким образом, уже в школе дети получают опыт, который во многом приближен к тому, что ждёт их в будущем: как в повседневности, так и на работе. Эти школьники дадут фору многим взрослым: не каждый знает, как правильно общаться с представителями власти, когда тебе от них что-то нужно, искать партнёров и слаженно работать в коллективе. Сейчас команды Александра побеждают в 90% конкурсов и мероприятий, в которых участвуют — это без преувеличений впечатляющий результат. Как создать среду, в которой дети могут добиваться таких успехов? Александр делится своим опытом.
Во-первых, любая идея должна жить, даже самая сомнительная. Часто бывает, что на первый взгляд провальный проект становится реализуемым, если немного поменять точку зрения.
Во-вторых, Александр учит своих подопечных ошибаться и не бояться этого. Более того — ошибки должны случаться! Даже для тех, у кого всё схвачено, и они уверены в успехе.
В-третьих, ответственность — все знают свои роли и задачи, отчитываются за них. Важно, чтобы каждый понимал свой вклад в общее дело, что это всё не просто так. И совсем никуда нельзя без мышления победителя.
«Я им говорю, что победить или проиграть — это не случайность, а наш выбор. Если мы хотим победить, то мы просто должны работать на таком уровне, который позволит нам этого добиться».
Такой подход стал основой для реализации одного из самых ярких проектов команды — «Дома Кота Семёна». Этот проект не только получил широкое признание, но и стал примером того, как инициативы могут расти и развиваться, принося пользу не только участникам, но и всему сообществу.
«Например, нам хочется, чтобы было больше скамеек в школе. Мы собираем рабочую группу в рамках урока, распределяем обязанности, задачи, ответственность, считаем бюджет и начинаем реализацию. Работа идёт, дети сами подходят, договариваются с администрацией, делают всё по плану, написанному на уроке, и после этого появляются скамейки. А если не появляются, делаем работу над ошибками, думаем, почему не получилось, и работаем, пока не появятся».
Таким образом, уже в школе дети получают опыт, который во многом приближен к тому, что ждёт их в будущем: как в повседневности, так и на работе. Эти школьники дадут фору многим взрослым: не каждый знает, как правильно общаться с представителями власти, когда тебе от них что-то нужно, искать партнёров и слаженно работать в коллективе. Сейчас команды Александра побеждают в 90% конкурсов и мероприятий, в которых участвуют — это без преувеличений впечатляющий результат. Как создать среду, в которой дети могут добиваться таких успехов? Александр делится своим опытом.
Во-первых, любая идея должна жить, даже самая сомнительная. Часто бывает, что на первый взгляд провальный проект становится реализуемым, если немного поменять точку зрения.
Во-вторых, Александр учит своих подопечных ошибаться и не бояться этого. Более того — ошибки должны случаться! Даже для тех, у кого всё схвачено, и они уверены в успехе.
В-третьих, ответственность — все знают свои роли и задачи, отчитываются за них. Важно, чтобы каждый понимал свой вклад в общее дело, что это всё не просто так. И совсем никуда нельзя без мышления победителя.
«Я им говорю, что победить или проиграть — это не случайность, а наш выбор. Если мы хотим победить, то мы просто должны работать на таком уровне, который позволит нам этого добиться».
Такой подход стал основой для реализации одного из самых ярких проектов команды — «Дома Кота Семёна». Этот проект не только получил широкое признание, но и стал примером того, как инициативы могут расти и развиваться, принося пользу не только участникам, но и всему сообществу.
От заботы о котёнке к масштабному социальному движению
История проекта началась с простой идеи: помочь бездомному коту по имени Семён. В 2022 году школьники решили построить для него домик — небольшое уютное убежище, чтобы он не замёрз зимой. «Всем учителям и ученикам было жаль этого котика, и изначально мы его подкармливали. Он очень тяжело переживал зиму», — рассказал лидер проекта Иван Грицкевич.
Это и стало первым шагом в серии инициатив, которые со временем превратились в масштабное общественное движение. Дети подошли к вопросу комплексно: они не только сами собрали дом для кота в кабинете технологии, но и нашли партнёров, чтобы ещё больше животных могли пережить холода.
«Мы смонтировали мультик, социальную рекламу, чтобы люди захотели нам помочь, и другие котики тоже могли где-то жить», — поделилась участница команды Ксения Толстова.
Через год школьники построили уже 11 домиков для уличных котов. 100 тысяч рублей они выиграли в конкурсе Фонда Тимченко «Новые искатели».
«Изначально мы просто хотели помочь одному котёнку. Но когда увидели, как дети включаются в работу, как они проявляют инициативу и ответственность, поняли: это не просто помощь животным — это возможность для них стать активными участниками изменений», — делится руководитель проекта.
Своим энтузиазмом школьники заразили окружающих: в проект быстро включились местные жители, которые поддерживали его как финансово, так и морально. Потом историю подхватили СМИ, далее была целая череда побед, в том числе на Международной премии #МЫВМЕСТЕ, даже власти региона выразили поддержку и предложили расширить развитие подобных инициатив среди молодёжи.
Так «Дом кота Семёна» стал центром притяжения для любителей животных и активистов. Животных там всегда кормят, как только они попадают туда — лечат, а после — обязательно пристраивают в добрые руки.
«Самое ценное — видеть, как дети растут на глазах, становятся более уверенными и ответственными», — делится Александр.
Это и стало первым шагом в серии инициатив, которые со временем превратились в масштабное общественное движение. Дети подошли к вопросу комплексно: они не только сами собрали дом для кота в кабинете технологии, но и нашли партнёров, чтобы ещё больше животных могли пережить холода.
«Мы смонтировали мультик, социальную рекламу, чтобы люди захотели нам помочь, и другие котики тоже могли где-то жить», — поделилась участница команды Ксения Толстова.
Через год школьники построили уже 11 домиков для уличных котов. 100 тысяч рублей они выиграли в конкурсе Фонда Тимченко «Новые искатели».
«Изначально мы просто хотели помочь одному котёнку. Но когда увидели, как дети включаются в работу, как они проявляют инициативу и ответственность, поняли: это не просто помощь животным — это возможность для них стать активными участниками изменений», — делится руководитель проекта.
Своим энтузиазмом школьники заразили окружающих: в проект быстро включились местные жители, которые поддерживали его как финансово, так и морально. Потом историю подхватили СМИ, далее была целая череда побед, в том числе на Международной премии #МЫВМЕСТЕ, даже власти региона выразили поддержку и предложили расширить развитие подобных инициатив среди молодёжи.
Так «Дом кота Семёна» стал центром притяжения для любителей животных и активистов. Животных там всегда кормят, как только они попадают туда — лечат, а после — обязательно пристраивают в добрые руки.
«Самое ценное — видеть, как дети растут на глазах, становятся более уверенными и ответственными», — делится Александр.
«Мы ценим то, во что сами вкладываем»
Останавливаться Александр и его ученики не планируют. Они и дальше будут развивать не только свой нашумевший проект, но и другие инициативы. Уже собрана команда юных программистов — есть идея сделать историческую компьютерную игру, связанную с родным регионом.
«Зачастую акцент делается на активных экстравертов. А есть ребята, которые остаются в стороне, потому что их это всё немного пугает. Вот именно для них хочется создать среду, где они будут раскрываться».
Если у ребёнка есть свобода действий, его слушают и слышат, то открывается огромный простор для достижений. И это выгодно всем: и детям, и тем, кто с ними работает. Потому что виден результат, и каждый знает, что он — тоже его часть.
«Зачастую акцент делается на активных экстравертов. А есть ребята, которые остаются в стороне, потому что их это всё немного пугает. Вот именно для них хочется создать среду, где они будут раскрываться».
Если у ребёнка есть свобода действий, его слушают и слышат, то открывается огромный простор для достижений. И это выгодно всем: и детям, и тем, кто с ними работает. Потому что виден результат, и каждый знает, что он — тоже его часть.